Работы Петра Лёвочкина — это история Миасса «в камне»

Никто не может знать заранее, как сложится его судьба. Один мечтает посвятить жизнь музыке, а потом вдруг уходит в писательство. Другой готовится пополнить ряды художников, а в результате становится врачом. Третий увлечен преподавательской деятельностью, но неожиданно находит себя в художественном творчестве. Вот как раз об этом «третьем» мы сегодня и поговорим…

 Весомо!..

Миасскому скульптору­любителю Петру Лёвочкину в мае исполнилось бы 90, если бы несколько лет назад Создатель не призвал его к себе. Нет уже Петра Егоровича, а творения его рук живы до сих пор.

Не так давно в Доме народного творчества экспонировалась выставка карандашных портретов Лёвочкина — более десятка выразительных женских лиц (хотя на самом деле в ДНТ хранятся около сотни подобных набросков).

И это лишь малая толика творческого наследия талантливого миасца. Самая же большая  и наиболее весомая (весомая —
в буквальном смысле) его часть — это сделанные из бетона, гипса и чугуна бюсты земляков,  принесших Миассу славу.

Чтобы помнили

За 35 лет ваятель-­самоучка создал больше ста бюстов, среди которых кавалер орденов Славы 3­х степеней Н. Ф. Жаров, Герой Советского Союза Н. Р. Жмаев, Герои Социалистического Труда  Д. С. Стрелкин и В. М. Густоев, командир Уральского добровольческого танкового корпуса Г. С. Родин (отлитый в Каслях, бюст установлен на родине героя в Орле).

Не каждый город может похвастаться собственным скульптором, который к тому же частенько работал бесплатно, так как считал, что люди, выбранные им в качестве моделей, достойны того, чтобы о них помнили.

Между тем Лёвочкин — отнюдь не профессиональный художник. Имея за плечами Инсарский сельхозтехникум, Пермское военное авиационно­-техническое училище, заочный факультет Мордовского университета,  а также опыт преподавателя химии в миасских школах и геологоразведочном техникуме, он  в 37 лет, вспомнив свое детское увлечение рисованием, пришел в студию Евгения Никольского.

Цепкий глаз

О том, чтобы заняться скульптурой, Лёвочкин до поры до времени и не помышлял, пока однажды вместе с супругой не посетил выставку, где автор, среди прочих, представил на суд зрителей скульптурное изображение своей жены.

Мария Ивановна пошутила по этому поводу: видишь, мол, как «некоторые жен любят». На шутку Пётр Егорович отреагировал мгновенно: «Я смогу лучше!»

Слово сказано — дело сделано. И хотя супруга позировать отказалась, свое согласие отцу дала дочь.

…Работа получилась удачной. «Пётр Егорович, а у вас, как видно, цепкий глаз!» — похвалили миасца члены Союза художников, златоустовский скульптор Владимир Жариков и челябинец Евгений Макаров.

Начиная с 1970 года, Лёвочкин — непременный участник городских  и региональных выставок, обладатель множества грамот и дипломов.

Никому не нужны?..

Вот только до поры до времени не было у самородка сносных условий для творчества — 20 лет работал он в сыром подвале, пока, после вмешательства губернатора Петра Сумина, скульптору  не выделили под мастерскую узкую длинную комнату в ДНТ.

— Образованный это был человек, интеллигентный, воспитанный, — вспоминает бывший методист ДНТ Ирина Шульгина.
— С ним можно было подолгу разговаривать об искусстве, о жизни, он часто читал стихи, обычно Пушкина. Когда заболел, отдал мне ключ от мастерской: «Распорядись работами по своему усмотрению…» А среди его работ — бюсты губернатора Петра
Сумина, известного краеведа Василия Морозова, бывшего директора школы № 26 Галины  Степановой, бывшего руководителя завода «МиассЭлектроАппарат» Василия Бусса, ныне покойного директора ПАТП Валерия Алёшина  и многих других. Было по­человечески жаль видеть, как бюсты, в которые скульптор вложил всю душу, пылятся на полках. Хотелось, чтобы они обрели хозяев.

За 35 лет ваятель-самоучка создал более ста бюстов своих именитых земляков, внесших весомый вклад в улучшение жизни Миасса. 

Обрести хозяев

И Ирина Николаевна начала действовать…

В числе первых на ее призыв откликнулся автозавод, забравший несколько скульптур для своего музея. Не заставил себя долго ждать и «МиассЭлектроАппарат», а значит, Василий Бусс тоже определился.

После звонка родным архитектора Олега Карпова и руководителя ПАТП Валерия Алёшина за их бюстами тут же приехали сыновья.

— Восемь бюстов я сумела пристроить, пока работала в ДНТ, — говорит Шульгина. — Но еще более десятка так и остаются невостребованными: почетные граждане, ветераны, герой Гражданской войны Федя Горелов, Пётр Сумин,  Василий Морозов, заслуженный строитель Юрий Новиков, генеральный директор фирмы  «Ильменит» Галина Бучина, хозяйственный и общественный деятель, заслуженный рационализатор РСФСР Пётр Алексеевич Кузин… Может быть, им отыщется местечко на «Аллее славы»? Или, если это возможно, создать мини­музей миасского скульптора под открытым небом?.. Ведь далеко не каждый маленький городок имеет целую галерею именитых земляков, воссозданную в камне. О каждом из них можно рассказать много интересного приезжающим в Миасс экскурсантам.

Рафиля КАСЬЯНОВА,  директор ДНТ:

— По­человечески жаль, что бюсты горожан, внесших весомый вклад в жизнь Миасса, никто не может увидеть и по достоинству оценить. Ждем от миасцев предложений, как лучше распорядиться творческим наследием Петра Егоровича Лёвочкина — ведь осенью Миасс отметит свой  очередной юбилей…

 И даже в Америке!..

 Наиболее значительная из работ Лёвочкина, которая находится в свободном доступе, — бюст императора Николая II на территории Сыростанского храма Воздвижения Животворящего Креста Господня.

А есть еще один бюст, который мы можем увидеть разве что на страницах старых газет, потому что в данный момент он «живет» за океаном, в частной коллекции. Это — изображение американской девушки Сандры Шоцке. Тут, как говорится, целая история…

Летом 1992 года преподавателю МГРТ Лёвочкину попался на глаза журнал «Эхо планеты» с адресом американки, предлагавшей свою помощь россиянам. Пётр Егорович обрадовался, так как именно в это время его маленькой внучке требовались редкие лекарства, которых в городе было не достать.  На его письмо пришел ответ. Завязалась переписка, а потом пришли три посылки —  не только с медикаментами,  но и с диетическим питанием,  и даже с куклой Барби.

Захотелось как­то отблагодарить заботливую американку. Но как?.. И пришла идея воссоздать молодость и красоту Сандры в ее скульптурном портрете, взяв за основу присланные девушкой фотографии.

Нам не удалось узнать, каким образом бюст был переправлен за океан. Трудностей было  немало, но он все­-таки дошел до адресата. 

Читайте также